Урок русского языка
3 класс
Тема: «Упражнение в
написании слов с удвоенными согласными»
Тип урока: закрепление изученного
Цели: упражнять в написании и переносе слов удвоенными согласными,
развивать умение выделять слова с удвоенными согласными в корне в тексте.
Задачи:
1) формировать
умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными
согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического
значения слова зависит и его написание;
2) способствовать
развитию у детей фонематического слуха, внимания, мышления, речи;
3) воспитывать
интерес к предмету
Оборудование:
·
проектор;
·
экран;
·
магнитофон;
·
карточки с заданиями
Ход
урока
Организационный момент
(Звучит
музыка В.Я.Шаинского на стихи М.С.Пляцковского «Улыбка»)
-
Какое настроение у вас возникает, когда вы слышите эту мелодию? Почему?
-
Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и
улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я
предлагаю начать наш урок.
Постановка целей и задач урока. Мотивация
учебной деятельности.
У
меня для вас сюрприз: к нам на урок пришли новые слова и очень необычные.
Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с
большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут
они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые
произносятся долго. Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с
долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те,
что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать.
Сядьте
правильно, красиво, положите верно тетрадь и запишите:
Второе
февраля.
Классная
работа.
На доске запись:
Весноймашагуляетпопрекраснойаллее.
-
Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?
-
Что такое аллея? - Какие изученные орфограммы вам встретились в этом
предложении?
-
А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).
-
Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько
произносим?
-
А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?
-
Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их
написание нужно запомнить.
Итак:
кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?(«Правописание слов с
удвоенными согласными»)
Сегодня на уроке мы должны:
·
научиться находить слова с удвоенными (двойными)
согласными в корне слова в тексте;
·
научиться грамотно писать слова с удвоенными
согласными в корне;
·
выучить правило переноса данных слов
Повторим правописание Л и л
Придумайте
слова с удвоенной лл:
аллея,
коллектив,
иллюстрация, троллейбус
Правило: слова
с удвоенной согласной переносить надо так:
Ал-лея,
кол-лектив, ил-люстрация, трол-лейбус (слайд
2)
-
Запишите эти слова и запомните правило переноса.
Словарная работа
-
Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму.
(иллюстрации
отгадок и слов с двойными согласными появляются на слайдах).
Чтоб
каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять :: антенна.
Проста
задача и легка.
Пишусь всегда через два "ка",
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я :.. хоккей.
Во
мне два "ка", не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я - точный, честный и опрятный,
Иным же словом - :.. аккуратный.
Где
доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный :.. класс.
-
Как разделить записанные слова для переноса (устно). Какое слово нельзя
перенести? Почему?
-
Подберите однокоренные слова к слову класс (классная, классики, одноклассники,
классно)
Физкульминутка.
-
Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово?
Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?
Игра
«Поймай слово» (слайд)
Учитель
называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в
ладоши, а если одна согласная, то приседают.
Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс,
малина, масса, Алла, директор, сумма.
Закрепление. Дифференцированная работа.
Задание для детей, работающих в парах: (вставить подходящее по смыслу
слово, первое и второе предложение записать в тетрадь).
- Ребята искали для_____________рисунки
жучков и бабочек.
- Сначала мы ехали на автобусе, а
потом на ______________ .
- Папа послал бабушке
поздравительную ________________ .
- Ученики ждали учителя у дверей
_____________ .
Задание для детей, работающих самостоятельно: (восстановить деформированные
предложения, второе предложение записать и выделить грамматическую основу).
тенистых, парке, в, много, школьном, аллей.
объяснил, правило,языку, русскому, по,
новое, учитель.
ребята, группа, собирает, листья, осенние, коллекции,
для.
Проверка:
- Прочитайте полученные предложения. Какие новые слова с двойными
согласными встретились?
- Как вы думаете, с какой целью мы выполняли данные задания?
- Кто испытал трудности при выполнении данного задания?
- Как вы думаете, почему?
В русском языке
много имен прилагательных, образованных от имен существительных, в которых
также надо писать удвоенную согласную. Поможет нам разобраться в этом вопросе
учебник.
Упр. 77 стр. 35
Читаем задание.
Осмысление. Коллективная работа. Вывод.
- Почему в
некоторых именах прилагательных пишутся две одинаковые согласные рядом?
На слайде появляются слова:
Ак:уратный, класс:ика, ак:робат, кос:мос, хок:ей, ал:ея, кал:ендарь,
тел:ефон.
Задание: записать
в первый столбик слова с двойными согласными в корне слова, выделить
орфограмму, а во второй столбик записать слова с одной согласной.
После окончания работы выполняется взаимопроверка.
На следующем слайде появляются два столбика для проверки.
аккуратный
|
акробат
|
классика
|
космос
|
хоккей
|
календарь
|
аллея
|
телефон
|
- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли данную работу? (закрепить
полученные знания, уметь выделять слова с двойными согласными в корне слова).
Кроссворд (слайд)
- Подобрать нужное слово и записать по горизонтали.
1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).
3. Место, где продают билеты (касса).
4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде
транспорта (пассажир).
5. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (класс).
- Молодцы! Вы доказали, что ваш
класс самый дружный, умный, внимательный.
Рефлексия
- Что нового узнали?
- Какие задания вам понравились?
Почему7
- Кто испытывал трудности? Как вы
думаете почему?
Оцените
свою работу (слайд)
(на доске вывешены три кружочка:
синий, зелёный, красный)
- Кто не испытывал трудностей выполнял работу быстро и правильно, тот
рисует в тетради синий кружочек).
- У кого были ошибки или что то не получалось, тот рисует зелёный кружочек.
- У кого было много ошибок и все упражнения вызывали трудности, тот рисует
красный кружочек.
Домашнее задание
Я предлагаю вам интересную работу. Домашнее задание
записано на карточках, я предлагаю вам выбрать:
1) восстановить текст из
деформированных предложений
2)
творческая работа: составить рассказ на тему «Москва» , используя следующие
слова (Алла Геннадьевна, пассажир, метро,
туннель, экспресс, поезд, утренний, весенний, коллекция картин, Россия)
- Молодцы!
Спасибо за работу. Наш урок окончен.
|