Урок – практикум «Правописание
безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
(4 класс Образовательная система «Школа
России»)
Тип урока: урок
рефлексии
Цель урока: закрепление
и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных
окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи урока:
- создать условия для расширения представлений
обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью
практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных
единственного числа;
- формировать у
обучающихся способность к рефлексии;
- систематизировать
знания о грамматических признаках имен существительных;
- научить безошибочному написанию безударных падежных
окончаний имен существительных;
- отрабатывать систему
контроля и самоконтроля в деятельности.
Оборудование: учебник
для 4 класса Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой; проектор, заготовленные карточки с
заданиями; карточки с буквами и и е (для обучающихся)
Ход урока.
Организационный момент урока.
Сегодня на уроке нас
ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники.
Запишите:
Число.
Классная работа.
Самоопределение к учебной деятельности.
На доске записано
стихотворение Б.Заходера:
В лесочк…, над
речк..й,
Построена
дачка.
На дачк… живет
Небольшая
собачка.
Собачка
довольна
И лес…м и
дач…й,
Но есть
огорчения
В жизн…
собачьей.
Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы,
сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных единственного числа)
- Мы учились на предыдущих уроках писать безударные
падежные окончания имен существительных единственного числа? (да)
- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по
этому тексту? (выписать имена существительные, вставив пропущенные окончания,
определить грамматические признаки имен существительных, тип склонения и его
падеж)
Обучающиеся выполняют задание.
Проверка фронтальная (окончания вписать в строки
стихотворения)
- Как вы действовали при написании окончания?
На доске появляется алгоритм действия: (алгоритм записан на отдельных скрепленных между
собой листах, постепенно разворачиваем листы – карточки)
Имя существительное
↓
Ставлю существительное
в начальную форму: ед.ч., И.п.
↓
Определяю тип склонения
1, 2, 3 скл.
↓
Определяю падеж
- Все ли грамматические признаки имени
существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание?
(нет, достаточно вспомнить склонение и падеж)
- Достаточно ли этой схемы, чтобы правильно написать
безударное падежное окончание имени существительного?
- Что еще необходимо? (знать таблицу: в каком падеже
какого склонения пишется то или иное безударное падежное окончание; уметь
подбирать слово-помощник с ударным окончанием)
- Попробуйте оценить свое умение писать
безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе. (Показывают
уровень умения на «шкале успеха», которую рисуют на полях тетради)
Формулировка цели урока и постановка учебных задач
(подбираются вопросы для постановки цели урока и
путей ее решения)
-. Так какова же цель нашего урока? (научиться без
ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в
единственном числе)
- Сформулируйте учебные задачи:
(- учиться ставить имя существительное в начальную
форму;
- научиться безошибочно определять тип склонения и
падеж имени существительного;
- запомнить все безударные падежные окончания имен
существительных по типу склонения и в разных падежах;
- научиться подбирать слово-помощник с ударным
окончанием для проверки правильности написания)
(слайд 2)
Работа над
решением поставленных задач
(работа по алгоритму)
1. Упражнение в
определении типа склонения по начальной форме.
- Какой первый шаг необходимо сделать при написании
безударного падежного окончания имени существительного? (поставить имя существительное
в начальную форму: И.п., ед.ч, для того, чтобы определить тип склонения. От
типа склонения зависит какая буква будет в окончании)
На партах детей карточка со словами:
Дождиком,
словечку, к крылечку, за домом, над кроватью, при дочери, в лесу, над облаками,
с новостью, на линейке, дружку, до дороги, у входа.
По данному заданию проводится работа в парах
постоянного состава. Дети по очереди называют имена существительные, ставя их в
начальную форму, определяют тип склонения. Слова, вызывающие затруднение, дети
отмечают. На всю работу отводится 5 минут.
Проверка:
Дается эталон выполненного задания на слайде 3.
- Удалось ли выполнить задание полностью? Что
помешало?
- Выполни ли задание без ошибок?
- Какие слова оказались сложновыполнимыми? (коллективное
обсуждение)
- Чем можно дополнить нашу схему? (сводная таблица
окончаний имен существительных в разных падежах разного типа склонения)
Упражнение в
написании безударных падежных окончаний имен существительных.
Выполнение разноуровневых заданий организуется в
форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. На слайде 4 появляются 3 текста.
Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав
тексты. Учитель наблюдает за процессом выбора и раскладывает на стол каждого
ученика карточку с номером выбранного задания.
1 уровень
– самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив
тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
По аллее, с
собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки,
к стройке.
2 уровень – сложнее,
т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж.
О храброст…, на
ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень
– самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно
подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и
доказать правописание.
Телеграмма
для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на
__________________.
Сок из
_____________________.
Гулял в
____________________.
Проверка задания проводится в группах, ошибки
анализируются и исправляются.
Физминутка
– Внимательно смотрите на слова, которые я буду
показывать. Если покажу на слово с ударным окончанием, вы поворачиваетесь лицом
друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу на слово, в котором
безударное падежное окончание вы приседаете.
За ключ…, с багаж…, перед смерч…, со шприц…, в
зоопарк…, на юг…,на рек… о труженик…, о геро…, в туман…, у братишк..…, на
барабан…, о львенк…, в берет…, к коров…, о лыжник…, у рощ…, в дом…, на диван….
Работа с
таблицей «Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3
склонения» (учебник с.109)
Таблица окончаний появляется на слайде 5.
Падеж
|
Тип
склонения
|
1-е
склонение
|
2-е
склонение
|
3-е
склонение
|
И.п.
|
-а, -я
|
-□, -о, -е,
-ё
|
-□
|
Р.п.
|
-ы, -и
|
-а, -я
|
-и
|
Д.п.
|
-е
|
-у, -ю
|
-и
|
В.п.
|
-у, -ю
|
неодушевленные,
как в Р.п
одушевленные
как в И.п
|
-□
|
Т.п.
|
-ой, -ою,
-ей, -ею
|
-ом, -ем
|
-ю
|
П.п
|
-е
|
-е
|
-и
|
- Рассмотрите таблицу. Сравните безударные падежные
окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений.
- Что можно сказать о безударных падежных окончаниях
1, 2, 3 склонений в Р.п, Д.п, П.п? (в 3-м склонении в этих падежах одинаковое
окончание - -и; в П.п 1 и 2 склонения пишется окончание - -е)
- От чего зависит правописание безударного падежного
окончания? (от типа склонения и падежа имени существительного)
Правило с.110 (проверка
в парах)
Самостоятельная
работа с проверкой по образцу
Упражнение №84
(Из группы данных имен существительных выбрать по
одному существительному 1, 2, и 3 склонения и письменно просклонять их)
Самопроверка по образцу (в качестве образца как опора служит таблица окончаний
на слайде; учитель оказывает индивидуальную помощь)
Слова- ключи для правописания безударных падежных
окончаний имен существительных
- Слово ключ вам знакомо. А какое значение
оно имеет? (ключ от двери; ключ –
родник; ключ – шифр, расшифровка)
- Вручаю вам слова-ключи для каждого типа склонений
(раздаются карточки со словами-ключами: земля, вода, конь, окно, печь, степь)
- Проследите за окончаниями этих слов. Что вы
заметили такого, что позволяет данным словам быть волшебными, быть
словами-ключами? (ударные окончания)
- Почему ударные окончания делают эти слова
волшебными? (по ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом
склонении)
- Как же пользоваться этими словами-ключами? (надо
установить порядок, т.е. алгоритм пользования)
На слайде 6 появляется
алгоритм пользования словом-ключом.
1 шаг. Определяю, к
какому склонению относится слово.
2 шаг. Подбираю
слово-ключ – земля – и ставлю его в
ту же форму: с землей.
3 шаг. Если у слова-ключа окончание и значит, в данном слове будет такое же
окончание.
Практическая
работа по отработке действия по алгоритму
На слайде
7:
(без) насмешки (е)
1 шаг. (без) насмешки (и/
е ) (что?) насмешка
2 шаг.( 1-е скл.) насмешка → вода (земля)
3 шаг. без воды,
без насмешки (ы/и), без земли
Учитель читает слова, дети поднимают карточки с
буквами е или и:
Из черемухи,
около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из
брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.
Рефлексия учебной
деятельности на уроке.
(возвращаемся к поставленным в начале урока задачам)
- Со всеми поставленными задачами вы справились?
- На такой же «шкале успеха» отметьте тот уровень,
на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные падежные
окончания имен существительных единственного числа. Удалось ли каждому из вас
ликвидировать свое затруднение?
- При работе над этой же темой какие задачи вы еще
можете поставить перед собой? (научиться безошибочно писать безударные падежные
окончания имен существительных единственного числа, не пользуясь
схемой-алгоритмом, еще лучше запомнить окончания существительных в разных
падежах 1, 2. 3 склонений)
Домашнее задание
(дифференцированное)
- Предлагаю вам выбрать в качестве упражнения для отработки
полученных на уроке навыков следующие виды заданий:
1) №85 (списать текст, проверяя правописание
безударных падежных окончаний по таблице)
2) №88 (просклонять однокоренные имена
существительные, сравнить окончания в Р.п., Д.п., П.п.)
3). Придумать рассказ из 5-7 предложений на тему:
«Первый снег», используя имена существительные: снежинка, заморозок, лучик,
оттепель, солнышко, парк, аллея, скамейка.
- Спасибо за урок!
|